Зоркий сокол писал(а):ВНИМАНИЕ!Равняйсь!Смииирно!!!
ВСЁ В ПЕРВОМ СООБЩЕНИИ!!!!
Окрестности Переславля-Залесского
За шесть километров до Переславля, по левой стороне дороги, стоит шатровая сень — это краснокирпичная часовня Крест или Феодоровская. По преданию, на этом самом месте, 15 мая 1557 г. жена Ивана Грозного, Анастасия Романовна, родила наследника русского престола, Федора. Наследник позже стал царем, а на месте его рождения по приказу отца был поставлен крест. Со временем его заменили деревянной часовней, затем сенью. Обаяние этой сени — в ее органической связи с окружающей природой.
Поклонные горы
Подъезжая к Переславлю со стороны Москвы, вы оказываетесь на Южной Поклонной горе. Перед вами откроется захватывающая дух картина: хлебные поля, необъятная гладь озера, а прямо под горой, сверкающий маковками церквей, окруженный мощными высокими валами, город. Путник, невольно, поклонится этой красоте, этому городу и Богу, создавшему все это.
У Переславля две Поклонные горы — Южная и на противоположной стороне города — Северная. Южная гора сейчас заросла лесом, но она хранит память о том, как в 1304 г. здесь расположился Юрий Данилович со своими войсками после жестокой битвы с тверскими князьями за обладание Переславлем (в 1302 г. он добровольно присоединился к Москве). В 1380 г. переславские дружинники, уходящие на Куликово поле, прощались с родным городом, многие навсегда.
5 июля 1688 г. юный Петр, глядя на просторы Плещеева озера, сумел увидеть будущее России как морской державы. Никто не минул эту гору, проходя по Северной дороге: ни Михаиле Ломоносов, шагавший в Москву от самого Архангельска, ни герой Бородина — Багратион, направлявшийся на лечение в Ярославль.
На северной стороне Переславля возвышается другая Поклонная гора — Северная. На ней сохранилась изящная часовенка, называемая Черниговской. Построена она в 1702 г. в стиле нарышкинского барокко. Название ее связано со случаем, произошедшим еще в XII в. В 1180 г. больной молодой черниговский князь Михаил Всеволодович ехал в Переславль к св. угоднику Никите, который якобы исцелял любые болезни. Разбив шатер на Северной Поклонной горе, князь послал своих слуг за Никитой с просьбой прийти и исцелить его. Однако Никита не пошел к князю, а лишь послал ему свой посох. Стоило князю Михаилу взять посох в руки, как свершилось чудо — он встал на ноги, недуг его как рукой сняло. Так появился здесь первый крест, названный по имени князя — Черниговским.
Родина Александра Невского
Около 1220 г. у Ярослава Всеволодовича родился сын Александр. Произошло это в княжеских палатах возле Спасо-Преображенского собора. В 1228 г. юный Александр был направлен на княжение в Новгород. В 1240 г. он ушел на далекое Чудское озеро, принесшее ему почетное звание, данное народом — Невский. Увенчанный славой мудрого властителя, смелого и расчетливого полководца, Александр Невский вернулся на княжение в Переславль. Он пробыл здесь недолго, но успел построить под Переславлем, на Александровской горе, княжеские палаты и церковь. Отсюда ушел он в свой последний поход — в Золотую орду, чтобы своим авторитетом, своим дипломатическим талантом спасти народ от ханской мести за восстание 1262 г. против сборщиков налогов. Он выполнил и этот долг, но уже не вернулся в город: 14 ноября 1263 г. на обратном пути из Золотой орды он умер в Городце на Волге — ему было всего сорок три года. Его останки привезли во Владимир, бывший в то время стольным городом. Там они покоятся и поныне.
“Зашло солнце земли Русской”, - записал летописец слова, произнесенные митрополитом Кириллом, потрясенным этой утратой. Но мы, наследники не только славы, но и всего того, что довелось пережить нашей Родине, смело можем сказать: нет, никогда не заходило и не могло зайти солнце земли Русской! Оно сияло, и будет вечно сиять над нашей страной, ибо никогда не переведутся ее истинные сыны. Свидетельство этому — орден Александра Невского на груди многих тысяч его далеких потомков, учрежденный Президиумом Верховного Совета СССР в тяжелые дни Великой Отечественной войны. За период войны этим орденом были награждены свыше 40 тыс. воинов-героев.
В центре Красной площади Переславля стоит памятник Александру Невскому. Подойдите к нему, постойте несколько минут в молчании. Александр Невский ...
Александровская гора находится на северо-восточном берегу Плещеева озера, в одном километре от Городища. Раньше эта гора называлась Ярилиной, так как здесь находилось главное капище язычников, живших в Клещине. Вершина ее метров на десять насыпана искусственно славянами-язычниками, которые отправляли здесь свои культовые обряды, в том числе и в честь бога Ярилы, побеждавшего темные силы природы. Просвещая православием Залесскую землю, св. блгв. князь Борис уничтожил капище и поставил церковь. Вероятно, храм Александра Невского был поставлен на месте существовавшей здесь ранее церкви. Позже храм вошел в состав Александровского монастыря, исчезнувшего в Смутное время, а гору стали называть Александровской. Сейчас на горе стоит только деревянный поклонный крест.
Синий камень - тайна Переславля-Залесского
Еще об одном интереснейшем периоде в русской истории — о распространении христианской веры поведают вам на Владимиро-Суздальской земле. Здесь повсюду встречаются примеры того, как долго и упорно приходилось церкви бороться за паству и ее духовный мир, как трудно приживалась христианская религия в народе. История о Синем камне, которую вы обязательно узнаете — лишь одна из страниц этой борьбы.
Синий камень — это огромный валун весом около 10 т, принесенный сюда на восточный берег Плещеева озера, древними ледниками. В VIII—IX вв. необычный темно-сизый цвет камня привлек внимание язычников-мерян, населявших эти земли, и стал предметом их поклонения. Ему приносились жертвы, около него совершались обряды.
Славяне, пришедшие сюда в IX в., сочли вполне естественным поклоняться мерянскому богу так же, как они поклонялись и своим — Яриле и Велесу. В определенные дни они украшали камень цветами и лентами, водили вокруг хороводы. Спустя много веков, после крещения они ни за что не желали отказаться от своего камня и связанных с ним ритуалов. Это вызывало гнев и возмущение служителей церкви.
В 1606 г., посетив Переславль, преподобный Иринарх из Борисоглебского монастыря поручил диакону Онуфрию закопать Синий камень. Тот вырыл рядом с камнем огромную яму, свалив в нее камень, засыпал землей. Через некоторое время Синий камень снова оказался на поверхности — вешние воды размыли песок, и камень предстал перед своими почитателями, еще более укрепив в них веру в его чудесную силу.
Лет полтораста переславское духовенство мучилось с этим камнем, пока не приняло мудрое решение заставить служить его христианской религии — заложить его в фундамент строящейся на другом берегу озера церкви. Зимой 1788 г. камень спустили с горы на замерзшее озеро и, погрузив на специальные дровни, повезли к месту строительства храма. Но камень на новую службу не согласился — он проломил своей тяжестью лед и ушел ко дну.
Прошло с тех пор лет шестьдесят, и камень снова стал напоминать о себе — начал постепенно “выходить” из воды, с каждым годом все ближе перемещаясь к северному берегу. Это явление было объяснено в 1850 г. переславским краеведом Н. Меморским. Каждую весну на Плещеевом озере образуются огромные ледяные торосы. На мелководье, в эти торосы вмерзал и Синий камень, которого со временем льды совсем вытеснили на берег. Он и поныне лежит у подножья Александровской горы. Православные сторонятся этого валуна, лишь туристы откалывают кусочек на память.
