Злобный админ » 30 май 2008, 07:56
Вторая церковь на маршруте "Приключение-рейд"
Старый покров
На востоке Московской области, в районе города Орехово-Зуево, в глубине леса притихла деревня Старый Покров. Летом к ней можно дойти от деревни Дорофеево по лесной дороге, зимой же в Старый Покров добраться практически невозможно. Подъезды к нему заносятся снегом, и какое-то время подступиться сюда нельзя, разве что дойти на лыжах. Пустынность улиц этой деревни вызывает недоумение, кругом не видно ни души. Оказывается, постоянно в ней проживают только настоятель сельского храма Покрова Божией Матери Тихон (Апарников), бабулька с четырехлетним внуком, да еще несколько старушек - более никого. Неподалеку от села Старый Покров, в лесу, высится деревянный крест, возведенный настоятелем, чтобы верующие могли осенить себя крестом перед видом храма. В деревне говорят, что старому храму Покрова уже более 350-ти лет. Старинная книга "Список церквей прихода Владимирской епархии" сообщает: "Покровский погост находится на реке Сеньге, впадающей в озеро Сеньго. Когда впервые была построена церковь на месте нынешнего Покровского погоста, точно не известно. Но в начале 17-го столетия, как видно из патриарших окладных книг, в патриаршей вотчине в Сенежской области на погосте существовала церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Тогда же, в начале 17-го века, на погосте появилась церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Как упоминается в переписанных книгах 1705 года, при церкви в то время были 4 священника, 2 дьячка, 2 пономаря и просвирница." В 1845 году вместо деревянных церквей началось строительство существующего и поныне каменного пятиглавого храма с колокольней, которому уже более 150 лет.
С 1919 по 1925 годы в период обновленческой смуты храм постигли те же беды, что и другие церкви по всей России. В результате чего на приходе сменилось несколько священников. Последним из них был отец Александр (Успенский), который прослужил здесь до 1937 года. В ноябре этого же года, в праздник иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, сыновья отца Александра уехали в город Орехово. Вернувшись вечером, они узнали, что отец арестован. А позже они получили от него несколько писем со странным адресом: Красноярский край, Подконвойный городок, свиноферма Беломорстроя. Весной 1938 года посланные детьми отцу деньги вернулись с пометкой о невручении в связи со смертью адресата, без объяснения, когда и от чего он умер.
После отца Александра священников в Старый Покров уже не присылали, и хоть церковь стояла в сохранности, служить в ней было некому. Когда в середине 40-х годов местный житель поехал хлопотать об открытии храма, ему сказали, что храм числится действующим. Оказывается, за все годы вынужденного бездействия храма, налоги платил церковный староста из собственных средств. Есть сведения, что имя его - Федор Пискарев.
В 1947 году в храме снова возобновились богослужения. Из священников дольше других прослужил в храме отец Владимир (Кошечкин) - 30 лет. Ежедневно в своих молитвах иеромонах Тихон поминает всех священников.
26 марта 2006г. в Покровском храме села Старый Покров состоялся чин освящения и водружения креста на главный купол храма, который возглавил благочинный церквей Орехово-Зуевского округа священник Андрей Коробков. На освящении присутствовали настоятель Покровского храма священник Антоний Рыжаков, настоятель Успенской церкви села Красное иеромонах Филипп (Маслич), настоятель Покровского храма села Пашнево священник Андрей Машериченко, настоятель Покровского храма села Яковлево священник Михаил Лытьков, глава поселкового совета Т.Н. Горячева, прихожане храма и жители ближайших деревень. Отец благочинный в дар настоятелю преподнес голубое священническое облачение. По завершении установки креста благочинный церквей Орехово-Зуевского округа священник Андрей Коробков осмотрел ход реставрации в соседних храмах Покрова Божией Матери села Пашнево и села Яковлево.
Храм имеет два предела: главный, летний, с одним престолом и зимний - с двумя. Левая часть зимнего храма, северный предел, освящен во имя Охтырской иконы Божией Матери. Икона эта всегда почиталась в приходе и в окрестных деревнях как явленная и чудотворная. Престол в алтаре был освящен в 1851 году и с тех пор сохранился антиминс со старой надписью: "Погост Покрова в Сеньге".Чудом уцелели роскошные церковные облачения, но все они уже в совершенно истрепанном состоянии.
Второй предел зимнего храма, южный, освящен во имя святителя Николая Чудотворца, которого русские люди называют просто - Николушка. В алтаре этого предела хранится отреставрированная плащаница с изображением Христа Спасителя, погребавших его, Богородицы, Иосифа, Никодима и святых жен - мироносиц.
Летний предел храма самый большой и величественный. Многое здесь уцелело и даже кое-что принесено верующими на хранение из закрытых или разрушенных церквей. А вот иноконостас зияет пустотами. Иконы и другие церковные ценности были выкрадены и проданы беспринципным торгашам или так называемым "ценителям древности" в разные годы безбожья. Что не успели утащить в свое время кощунники, сегодня разрушает сырость, отсутствие человеческого дыхания, горящих свечей и просто заботливых рук. Один настоятель не в состоянии поддерживать храм. Сегодня православие не гонимо, но не спешат люди в храмы Божии, поглощенные суетным материализмом, сытым безразличием. Поэтому и падает штукатурка со сводов, а стены разъедает плесень. Но ничего не проходит бесследно, и Господь долго терпит, попускает совершаться беззаконию и нерадению, взывая к нашей совести. Только от сурового ответа нераскаявшихся он не освобождает и "конец их будет по делам их".
В алтаре, в левой части от царских врат, находится специальная комната, называемая пономарка, в которой готовят кадила и все необходимое к службе. Главный престол храма освящен в 1862 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В правой части алтаря тоже есть специальная комната - ризница, в которой священники облачаются и где эти облачения хранятся.
На кладбище у Покровской церкви, на юго-запад от колокольни храма - могилка Марфы Подснежной. Почему у нее такое прозвище, видно из такого сказания: "Жила Марфа в Савинской, собирала милостыню. В 1920-х годах как-то великим постом в метель заблудилась бедная нищенка в лесу и была занесена снегом. И вот Господь совершил чудо для укрепления верных в стоянии, в самый разгар бесовизма... Когда спустя шесть недель Марфушку обнаружили с помощью охотничьих собак, она была еще жива. Помогло упование на милость Божью и горячие молитвы: дивны дела твои, Господи... После случившегося у Марфы открылся чудесный дар исцеления людей. Когда пришел ее час и она умерла, стали приходить на ее могилку страждущие за щепоткой чудотворной землицы". А отец Тихон служит на ее могиле панихиды. Рядом с храмом журчит святой родник. И приезжают за этой святой водой жители всей округи.
Утварь, облачения, иконы и богослужебные книги церковь всегда имела в достатке. И сейчас, слава Богу, все это есть. Только отсутствует клир, и прихожан нет - в этом и заключается главная печаль настоятеля. Лет десять назад приход был многочисленный, так как это была единственная уцелевшая и постоянно действующая церковь между селом Лузгарино и городом Орехово-Зуево. Но возрождаются храмы поближе и не хватает сил у верующих преодолеть путь к храму Покрова Божией Матери. Зимой постоянно приходят в храм две женщины и иконописец Александр Казаков, который потихоньку восстанавливает утраченные иконы. Отец Тихон временами уезжает в Москву, где он изучает греческий язык, и оставляет храм на попечение ангела-хранителя да двух котов, которых он с горькой иронией называет послушниками...
Старый Покров (Московская область): Достопримечательности
Святой источник "Марфы Подснежной"
О церкви можно прочесть в книге прот. О. Пэнежко "Православная Гулица и Сенежская волость. Храмы Орехово-Зуевского района".